Суми-э – японская живопись. Рассказывает Римма Карачан

Суми-э –  японская техника рисования тушью. Мы посетили занятия по этому традиционному восточному виду живописи в центре «Хагакурэ» и поговорили с художником и преподавателем Риммой КАРАЧАН. Римма не только учит художественному мастерству, но и старается воспитать в своих учениках умение видеть красоту в окружающем нас мире: в маленьком цветке, птичке, облаке, замечать величие природы, складывающееся из простых и незамысловатых, казалось бы, вещей и явлений.

Текст: Мария Завадская
Фото: Мария Сонгаль

Про историю суми-э

– Как вы увлеклись японской живописью?

Интерес к этому виду рисования у меня возник давно. Как художнику мне был очень интересен и необычен этот вид искусства. Не секрет, что многие известные европейские художники черпали вдохновение для своих работ у японских мастеров. Суми-э – философская техника рисования, которая успокаивает ум и приводит к гармонии.

Практика суми-э существовала в основном в монастырях, на протяжении восьми веков эта техника рисования не выходила за их пределы. Соответственно, первыми художниками были буддистские монахи.

Во второй половине XV века монах японского храма Сёкокудзи Тоё Сэссю путешествовал по Китаю. Среди всего прочего он посещал буддийские монастыри, где изучал местные виды живописи. По возвращении домой он привез в Японию технику рисунка монохромной тушью суми-э. Это была свободная манера рисования «разлетающейся кистью», которая оказала влияние на позднюю японскую живопись. Сэссю путешествовал по всем уголкам Японии, делал множество зарисовок местных ландшафтов, постоянно совершенствуя свое мастерство. Он высоко поднял планку этого вида рисования и популяризировал его. С этого времени искусство суми-э пошло в народ, стало доступным и почитаемым всеми.

В этом виде рисования присутствует медитативность, задумчивость, поиск себя… В суми-э кисть называют «танцующей», так как она слегка придерживается рукой, постоянно находится в воздухе, а расслабленная кисть свободно машет ее кончиком. Взлетает, открывая для вас свободу движения, как будто это кисть водит рукой мастера. Японцы называют это состояние «му» – отсутствие себя. Вы убираете контроль и рисуете, полностью доверяя кисти.

В суми-э кисть называют «танцующей», так как она слегка придерживается рукой, постоянно находится в воздухе, а расслабленная кисть свободно машет ее кончиком.

Этот вид творчества энергетически подпитывает, я отдыхаю с помощью этой техники. Мне не важны картинки, мне важен процесс. Я пришла, порисовала 15-20 минут и все – я как огурчик – это важно в напряженном ритме жизни с множеством работы и планов. Нужно найти свое измерение, которое позволяет вам вернуться к себе, прислушаться, чего не хватает лично вам.

Конечно же, я рисую достаточно долго, и могу с легкостью нарисовать любой сюжет. Это все тренировки, постоянное совершенство стиля и любовь к минимализму. Предвкушая и размышляя над тем, что я буду сейчас рисовать, я уже улыбаюсь и отдыхаю. И мне уже хорошо.

– Как формировался стиль суми-э? В чем его уникальность, особенность, подходы?

Первоначально основные методы и принципы рисования тушью были заимствованы из Китая. Однако Сэссю привнес в это искусство японскую эстетику и неповторимый стиль. А неповторимость его именно в простоте и изящности. Китайская техника предусматривает большую проработанность деталей в рисунке. Суми-э – это скорее искусство нескольких мазков, но настолько выразительных, что образ получается легко узнаваемым.

Задача художника изучить объект и, отбросив все ненужное, несколькими штрихами создать его образ. Это подразумевает условность, стилизацию, упрощение. При этом предмет не теряет свою узнаваемость, остается живым. Техника рисования очень экспрессивная и эмоциональная. Здесь нельзя медлить – нужно рисовать быстро, как правило, без карандашного наброска. В основе лежит наблюдение за природой, ее изучение. Чтобы нарисовать предмет, нужно его знать: как выглядит птичка, какое строение ее лапок, как выглядит тот или иной листик, цветочек, очень важно не обмануть зрителя. Излишнее сходство – пошло, не сходство – обман. Нужно найти золотую середину, не обмануть зрителя и одновременно не скатиться в безвкусицу. Так как цвета здесь нет, а только градация черного, то художник должен сыграть на гамме серых оттенков, как музыкант играет на музыкальном инструменте. Это искусство действительно похоже на музыку. Конечно, цвет также можно использовать при желании, но классически это только черная тушь и ее различные оттенки.

Излишнее сходство – пошло, не сходство – обман. Нужно найти золотую середину, не обмануть зрителя и одновременно не скатиться в безвкусицу.

 – Какие основные сюжеты, жанры или направления суми-э существуют?

В основном в суми-э используется три сюжета или три основных направления: цветы и птицы, пейзаж, животный мир. Людей изображают реже – это могут быть странствующие монахи, рыбаки на лодках среди пейзажа. Как правило, человек на картине второстепенен и используется для масштаба. Относительно фигуры человека мы понимаем, насколько гигантские горы, скалы или деревья.

Для всех сюжетов вырезают печати с обозначением жанра. Одной из главных будет именная печать мастера, называемая «ханко», на которой будет зашифровано его имя, она будет узнаваема, как и стиль мастера суми-э. Также можно вырезать печати-пожелания. Красная печать красиво дополняет рисунок суми-э.

Про технику рисования

– В чем особенность техники рисования суми-э?

Этим видом рисования могут заниматься все желающие, он не требует особой художественной базы. Человек может прийти с нуля и достичь хороших результатов, потому что в основе лежат всего четыре мазка, основные движения кистью: «бамбук», «орхидея», «хризантема» и «слива». Почему такие названия? Потому что эти растения очень почитаемы на Востоке, изучение техники суми-э начинается с рисования этих четырех растений. Это четыре базовых штриха. Существует также дополнительный штрих «пресс-мазок», при котором кисть в вертикальном положении по всей длине ее щетинок прижимается к листу бумаги.

Когда рисуете «бамбук» – острый на конце и округлый в точке роста – вы учитесь рисовать резкие, отрывистые штрихи.

Когда рисуете мазок «орхидея», вы изучаете плавное, струящееся, скользящее движение. Оно очень спокойное и женственное. Этот мазок напоминает ленту, которая развивается в воздухе, расширяясь и сужаясь.

Мазок «хризантема» напоминает по форме запятые, рисуя этот цветок, вы учитесь накладывать мазки друг на друга.

Мазок «слива» напоминает небольшую капельку – точку.

Важное правило: кисть нужно держать строго вертикально и за верхнюю треть черенка, чтобы она могла парить! Конечно, позже добавляется множество дополнительных штрихов, и из них складывается итоговое изображение. Все мазки нужно довести до автоматизма, только после этого вы научитесь легко и свободно рисовать. Этот этап нельзя перескочить. Нужны многократные тренировки, повторения этих движений. Хорошо для этого использовать специальные коврики для каллиграфии. На них рисуют водой, при этом в течение некоторого времени мазок остается видимым до тех пор, пока вода не испарится. И можно тренироваться рисовать заново.

Важное правило: кисть нужно держать строго вертикально и за верхнюю треть черенка, чтобы она могла парить!

– Какими еще материалами пользуются художники суми-э, воплощая свое искусство в осязаемый образ?

Тушь, вода, кисточка, бумага – вот четыре драгоценности стола «ученого». Так их раньше называли, так как изначально этот вид рисования был присущ только аристократам. Очень трепетно относились к материалам. Лист бумаги, к примеру, называли «зал очищения души». Прежде чем вы достигните мастерства, нужно пройти через «лес кистей». Только исписав много кистей, изведя много бумаги, к вам придет понимание инструмента. Можно работать на рисовой, акварельной бумаге, какая больше нравится.

Про личный опыт

– Расскажите немного о ваших учениках.

Мы начали занятия в 2014 году, и уже выросла целая армия учеников. Многие теперь и сами преподают. Как говорят японцы, каждый должен найти свой «гигай», то есть призвание, то, что заставляет человека радостно просыпаться по утрам и предвкушать занятие любимым делом, то, что его питает и наполняет силами. Это здорово, что люди обрели любимое занятие. Особенно для женщины очень важно заниматься творчеством. Женщина ведь центр семьи, от нее зависит, какая атмосфера будет дома. Если она гармонична, то через нее любовь распространяется на всех членов семьи.

Как говорят японцы, каждый должен найти свой «гигай», то есть призвание, то, что заставляет человека радостно просыпаться по утрам и предвкушать занятие любимым делом, то, что его питает и наполняет силами.

– А как планируете свое время?

Конечно, свободного времени мало. Пишу планы на неделю вперед. При этом у меня подвижный график. Я бы не смогла ходить каждый день на работу от звонка до звонка. Мне нравится быть в движении. Я сама планирую свое время. Для подготовки к своим занятиям я рисую методический материал. Работаю очень много, помимо преподавания суми-э я занимаюсь детской акварельной иллюстрацией. В итоге у меня остается один день выходной, в который я привожу дом в порядок. И, естественно, я нахожу время, чтобы посвятить его себе, семье, ребенку. Дочка иногда на меня обижается, мол, мама, ты вся в работе, подойди я тебя обниму! Она у меня высокого роста и мы сейчас поменялись местами. Я у нее сижу на коленках, это так забавно: «мама, иди ко мне, посиди у меня на коленках»:)

– Расскажите о ваших планах и вдохновении.

Планы очень большие: хочется сделать книгу постадийного рисования суми-э. Я знаю, это очень актуально и будет востребовано учениками. Отдельные выборочные уроки есть, их можно найти в интернете. Однако полноценного учебника-пособия еще не издано.

Вдохновляет буквально все! Природа, книги, детские рисунки… Ребенок поставил кляксу, расстроился, а я говорю: «Смотри это же не клякса, это птичка!» – пара штрихов – и уже улыбка на детском лице! Вот так учишь их в каждой кляксе увидеть объект, и понять, что всё и всегда можно исправить. Искусство призвано нести свет в глубины человеческого сердца. Когда человек начинает заниматься искусством, он не чувствует бессмысленность своего существования, его жизнь наполняется радостью и светом. Вот это здорово! Человек творит искусством другую реальность. И он может ее создать такой, какой хочет.

– Какова ваша жизненная философия?

Любовь, творчество, дети – вот три кита, на которых все держится. Я люблю детей, люблю творить, я человек, который находится в чувствах. Любовь для меня важна, так как ничто не питает творческого человека так, как любовь. Люди не будут помнить, что вы им говорили, но они всегда будут помнить, как они чувствовали себя рядом с вами.

Для меня очень важно отношение к людям. Мне хочется, чтобы рядом со мной было хорошо и комфортно. Ведь от нас остается шлейф, ореол от общения, и я хочу, чтобы уходя с моих занятий, мои ученики несли вместе с собой атмосферу теплоты и уюта.

Люди не будут помнить, что вы им говорили, но они всегда будут помнить, как они чувствовали себя рядом с вами.

3 комментария

  1. […] и преподаватель Римма КАРАЧАН продемонстрировала на примере цветка сакуры японскую […]

  2. […] освоить и другие виды японского искусства. Икебана, живопись суми-э, чайные церемонии – все это переплетено. Если тебе […]

  3. […] освоить и другие виды японского искусства. Икебана, живопись суми-э, чайные церемонии – все это переплетено. Если тебе […]

Добавить комментарий